Главная

Географическое положение

Климат

Реки

Озера

Почвы

Растения

Животный мир

Водный мир

Промышленность в годы великой отечественной войны


     В годы Великой Отечественной войны хозяйственная жизнь края была подчинена нуждам фронта. Для Алтая это были годы создания разностороннего машиностроения, дальнейшего развития химической и горнорудной промышленности, расширения деревообработки, становления швейной и некоторых других отраслей. С другой стороны, пищевая промышленность, отдельные отросли легкой и их основа – сельское хозяйство – испытывали значительные трудности. Это объяснялось нехваткой рабочей силы и техники в сельском хозяйстве и недостатком сырья в пищевой промышленности.
     Бурный процесс создания новых отраслей промышленности на Алтае происходил за счет оборудования, эвакуированного из западных районов. Это особенно относится к машиностроению, ставшему ведущей отраслью промышленности края. Структура промышленности резко изменилась, значительно вырос удельный вес тяжелых отраслей. Темпы индустриализации в эти годы были самыми высокими за всю историю края.
     В первые же дни войны ЦК нашей партии и Советское правительство разработали неотложные мероприятия по переводу экономики на военные рельсы. В августе был утвержден военно-хозяйственный план на 4 квартал 1941 г. и на 1942 г. Большая роль в наращивании производственных мощностей за счет монтажа эвакуированного оборудования и строительства новых предприятий отводилась восточным районам.
     Вопросы перевода экономики Алтая на военные рельсы обсуждались 21 июня на совместном заседании крайкома партии и крайисполкома, на котором присутствовал секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Андреев, а также в июле и на 6 пленуме крайкома партии 25-26 августа.
     Перестройка промышленности на военный лад была проведена в течении 3-4 месяцев, и уже во второй половине 1941 года фронт получал из Алтайского края не только продукты питания, но и обмундирование, лыжи и боеприпасы.
     В выполнении заданий по выпуску военной продукции, монтажу прибывшего оборудования исключительную роль сыграл патриотизм и военный героизм алтайцев. Некоторые рабочие не выходили из цехов по две-три смены. Лозунг «Работай за себя и ушедшего на фронт товарища!» был широко распространен на всех предприятиях края. Многие рабочие выполняли норму на 200-500 %, а такие герои труда, как В. Шатилов и И. Хахилев, - на 1200-1500%. Среди рабочих и инженерно-технических работников развернулось рационализаторское движение, что позволило решить многие технические проблемы, улучшить технологию производства и значительно повысить производительность труда. Ушедших на фронт рабочих заменяли женщины, старики, подростки. Велась большая работа по подготовке промышленных кадров. В 1942 г. только на предприятиях Барнаула было охвачено обучением более 15 тыс. человек.
     Большое значение в подготовке кадров имели школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища. За годы войны в них подготовлено 27 тыс. молодых рабочих.
     Творческим трудом в тылу жители Алтая внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. За самоотверженную работу только в Барнауле было награждено орденами и медалями 40240 человек. Всего же по краю орденами и медалями за время войны награждено 192147 рабочих, инженерно-технических работников, колхозников, партийных и советских работников.
     За образцовое выполнение заданий фронта Барнаульский вагоноремонтный завод 16 раз получал переходящее красное знамя ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны и был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Орден Ленина получил трест «Стройгаз».
     В течении первых нескольких месяцев войны на Алтай было перебазировано 40 крупных промышленных предприятий.
     Алтайский край был избран местом размещения сельскохозяйственного, пищевого, транспортного, энергетического машиностроения, спичечной, швейной, пищевой, обувной промышленности и др. Создание в крае сельскохозяйственного и пищевого машиностроения обусловливалось принципом приближения производства к районам потребления, поскольку и до войны на Алтае и Западной Сибири были хорошо развиты сельское хозяйство и пищевая промышленность. Для вагоностроения здесь имелась определенная база рабочей силы на вагоноремонтном заводе и нескольких паровозных депо. К тому же Алтай пересекали важные железнодорожные магистрали.
     Созданию мощной энергетики в Западной Сибири способствовало строительство на Алтае котельных заводов. Спичечная, швейная и обувная промышленность могли использовать местное сырье древесину, ткани, кожи и т.д.
     Словом, почти все возникшие на Алтае в годы войны предприятия имели здесь определенные предпосылки для развития.
     Наиболее высокими темпами развивалось машиностроение, обеспечиваемое кузнецким и уральским металлом.
     В ноябре 1941 г. было принято постановление о строительстве на Алтае тракторного завода на базе Харьковского предприятия. Вместе с оборудованием в феврале 1942 г. на Алтай прибыла часть кадровых рабочих и Харькова. В северной части небольшого городка Рубцовска, почти на пустыре, раскинулась грандиозная стройка. Для обеспечения ее строительным материалом в городе в спешном порядке был построен кирпичный завод. На воскресниках заготавливалась древесина. Для строительства завода в городе был создан строительный трест, а из городов края в порядке трудовой мобилизации направлено около 1000 рабочих.
     Важнейшие цехи – строительный, чугунолитейный, кузнечный – возводились в рекордно короткие сроки. Ремонтно-механический, инструментальный и другие расположились в недостроенных зерноскладах. Для обеспечения стройки электроэнергией сначала был приспособлен паровоз, а с 1 июля 1942 г. энергию давали энергопоезд и дизель общей мощностью 2500 квт. Это позволило уже через наделю запустить вагранку в чугунолитейном цехе, а 11 августа – электропечь в сталеплавильном. 24 августа, когда еще не были готовы механический цех и ТЭЦ, был создан первый трактор ХТЗ-НАТИ. С достройкой ТЭЦ и основных цехов завода, оборудование для которых собиралось по всей стране, производство тракторов быстро увеличилось. Сельское хозяйство Сибири, армия стали получать тракторы с маркой АТЗ.
     Алтайский тракторный завод имел огромное значение для страны, поскольку из трех построенных до войны тракторных заводов Харьковский и Волгоградский вышли из строя, а Челябинский временно перешел на выпуск военной продукции.
     Рубцовские тракторостроители испытывали огромные трудности. Завод по существу, не имел кооперированных связей. Все детали и узлы нужно было изготовлять самим, в первое время преобладал ручной труд. В 1943 г. основные цехи завода перешли на поток. Это ускорило выпуск тракторов и в три раза снизило его себестоимость, которая, однако, и после этого оставалась высокой и составляла 312% себестоимости трактора ХТЗ-НАТИ. В 1944 г. за 5 месяцев удалось снизить себестоимость на 27%.
     В исключительно короткие сроки был построен и завод тракторного электрооборудования. Это обеспечило АТЗ необходимыми деталями: генераторами, стартерами, карбюраторами, магнето, свечами и т.д.
     В октябре 1941 г. в Рубцовске началось строительство завода сельскохозяйственного машиностроения, оборудование для которого прибыло из Одессы. Не хватало рабочих, строительных материалов, энергетических мощностей. На стройках с перебоями действовало 23 энергетических установки с общей мощностью 200 квт. Только ввод в строй в 1942 г. ТЭЦ на АТЗ решил проблему снабжения стройки, а затем завода энергией.
     В мае 1942 г. завод начал выпускать готовую продукцию, первоначальную продукцию. Костяк коллектива составила небольшая группа рабочих и инженерно-технических работников из Одессы. Основная масса рабочих была обучена из местного населения.
     В марте 1943 г. правительство поручило заводу приступать к освоению плугов и запасных частей к ним. Плуги и запчасти были крайне необходимы для сельского хозяйства Сибири и особенно освобожденных районов, где весь сельскохозяйственный инвентарь был уничтожен или расхищен.
     Сначала на заводе осваивали производство конных плугов, а с 1946 г. стали выпускать тракторные и уже в этом году дали их свыше 2000.
     Рубцовск за годы войны стал крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения. В корне изменился облик города. Вместе с названными тремя предприятиями выросли мощная ТЭЦ, кирпичный завод и строительный трест. Население города увеличилось в два раза. На окраинах возникли рабочие поселки тракторостроителей и сельмашевцев.
     В годы войны в крае развивалось и транспортное машиностроение. В сентябре 1941 г. на Алтай прибыла первая партия оборудования Днепродзержинского вагоностроительного завода. Монтаж его начался в здании деревообрабатывающего завода в Новоалтайске, который до этого выпускал восьмиквартирные дома, мебель и другую продукцию. На базе механических цехов в течении месяца было организовано производство новой продукции. В начале 1943 г. введены в строй кузнечнопрессовый и вагоносборочный цехи, а также электростанция мощностью 1600 квт. В 1944 г. на ТЭЦ установлена еще одна турбина мощностью 3000 квт, что позволило механизировать производство и повысить производительность труда.
     Завод установил прочные кооперативные связи с другими предприятиями Западной Сибири, особенно по получению литья.
     В конце 1941 г. в Барнаул для строительства промышленных предприятий из Горького был переведен трест «Стройгаз». За короткий срок он создал прочную строительную базу. Были пущены завод силикатного кирпича производительностью 20 млн. штук в год и гвоздильный, цех шлакоблоков, комбинат по производству стройматериалов, значительно расширен завод красного кирпича, лесопильный и деревообрабатывающий, перешедшие в ведение треста.
     Создавая строительную базу и пополняя кадры строителей за счет жителей села и других городов края, трест быстрыми темпами возводил корпуса заводов «Трансмаш», механических прессов, аппаратурно-механического, котельного, радиозавода, спичечной фабрики и других предприятий.
     В середине 1942 г. «Трансмаш» уже начал выдавать продукцию. Большое значение для страны имело создание на Алтае энергетического машиностроения. До войны в СССР действовало четыре котельных завода, все они оказались в зоне военных действий и прекратили выпуск продукции. Оборудование Ленинградского завода было перебазировано в Барнаул, а Белгородского в Бийск. В 1942 г. оба предприятия вошли в строй. Сначала они выпускали вспомогательную аппаратуру для топок, а к концу года освоили производство паровых котлов – в Барнауле большой, а в Бийске – малой мощности. Первый котел, изготовленный в Барнауле, был установлен на Барнаульской ТЭЦ.
     Производство паровых котлов возросло с 28 в 1942 г. до 317 в 1945 г. Они поступали в различные районы страны, главным образом в западные, освобожденные от фашистов.
     Энергетические мощности в крае увеличились. Заново были построены тепловые электростанции в Рубцовске и Новоалтайске, увеличилась мощность Барнаульской ТЭЦ. В 1945 г. в крае производилось 262,2 квт-час электроэнергии. Однако этого было недостаточно. Потребности промышленности и населения городов в электрической энергии обеспечивались с большим трудом, сдерживалась электрификация и механизация производственных процессов.
     На базе эвакуированных из Ленинграда в 1941-1942 гг. в Барнауле и Славгороде вошли в строй заводы механических прессов. Оба они выпускали оборудование для кузнечно-прессовых цехов машиностроительных заводов, а также продукцию для фронта.
     Первоначально Барнаульский завод давал ручные прессы усилием в 10 тонн, а затем освоил более мощные механические. По заданию крайкома партии и крайисполкома изготовлялись также запасные части к тракторам и другим сельскохозяйственным машинам. Производственная программа выполнялась успешно. В 1945 г. завод произвел 261 пресс КН-10 при плане 260, эти успехи были достигнуты, несмотря не нехватку рабочей силы, слабую механизацию производства и перебои в поставках поковок (своего кузнечного цеха завод не имел).
     В 1942 г. в Барнауле начал работу аппаратурно-механический завод. Оборудование его монтировалось в здании гаража. Предприятие осваивала небольшая группа инженеров и рабочих, прибывших из Ленинграда и Москвы. Свыше 80% рабочих, принятых на завод, совершенно не были знакомы с производством. Тем не менее, в мае 1942 г. завод начал выдавать продукцию. Инженеры и рабочие проявили огромную изобретательность и творчество. Недостающие материалы – нержавеющую сталь, дюралюминий, пластмассы – заменяли простым железом, кожей и т.д.
     Весной 1943 г. в край прибыло оборудование завода радиотехнической аппаратуры. Он был размещен в одном из зданий меланжевого комбината.
     Через несколько месяцев коллектив завода уже производил различную радиоаппаратуру.
      В 1942 г. вошло в строй три новых машиностроительных предприятия в Бийске. Это нынешние заводы «Продмаш», «Малмашстрой» и «Электропечь». Два первых из них до 1945 г. выпускали военную продукцию, а в 1946 г. перешли на выпуск оборудования для молочной и мясной промышленности. «Электропечь», несмотря не стесненность помещений и большие трудности с получением легированного литья, относительно быстро освоил производство и в 1945 г. уже произвел 355 электропечей.
     Таким образом, за годы войны в Алтайском крае появилось 14 машиностроительных заводов, и значительно расширились вагоноремонтный и Барнаульский чугунолитейный заводы. Из новых предприятий по одному заводу вошло в строй в Новоалтайске и Славгороде, три – в Рубцовске, четыре – в Бийске и семь – в Барнауле. Такое размещение вполне закономерно: эти города находятся на железных дорогах, что создает благоприятные условия для подвозки сырья и вывоза готовой продукции: они были обеспечены рабочей силой и жилищно-коммунальными условиями; здесь имелись площадки для строительства новых предприятий, а также производственные и непроизводственные здания, в которых можно было монтировать эвакуированное оборудование; концентрация эвакуированных предприятий в нескольких промышленных центрах, особенно Барнауле, Бийске и Рубцовске, имели и то преимущество, что сокращались время и расходы на создание энергетической базы и строительство подъездных путей; кустование предприятий создавало лучшие условия для их кооперирования.
     Алтайский край, где, по существу, не было машиностроения, к концу войны имел 21 машиностроительное и деревообрабатывающее предприятие государственного подчинения, не считая ремонтных мастерских МТС, совхозов, колхозов и паровозных депо. Объем валовой продукции машиностроения с 1940 г. по 1945 г. увеличился в 7,6 раза, а удельный вес машиностроения и металлообработки в валовой продукции промышленности края вырос с 12,5 до 59%.
Алтай превратился в район развитого машиностроения Сибири.
     Для производства боеприпасов и различной военной техники требовалось большое количество цветных металлов. Наличие их в крае было установлено еще до революции, но до войны они почти не разрабатывались. В 1938 г. образовалась строительная организация «Колыванстрой», которая вела подготовительные работы для закладки полиметаллических рудников в районе Змеиногорска. Война ускорила этот процесс, развернулась добыча цветных металлов. Для обогащения руд были построены Змеиногорская и Лазурная обогатительные фабрики. Десятки тысяч тонн обогащенной руды ежегодно отправлялись на Беловский цинковый завод и Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат.
     В соответствии с решением 7 пленума крайкома партии (декабрь 1941 г.) в крае велись поиски новых залежей редких и цветных металлов.
     В районе Змеиногорска были обнаружены промышленные запасы вольфрамовых руд, вскоре началась их разработка.
     Объем продукции горнорудной промышленности за время войны вырос в 1,8 раза.
     Более широкому освоению подверглись соляные озера Кулунды. До войны 83% соды производилось на Украине. Содовые комбинаты Донбасса оказались в руках фашистов. В этих условиях правительство приняло решение о строительстве Михайловского содового комбината на базе небольшого завода в Кулундинской степи. В июле 1944 г. новые мощности вошли в строй. Производство соды в крае к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 г. в 2,5 раза.
     В годы войны выросла и добыча поваренной соли, которая использовалась не только как пищевой продукт, но и как сырье для военной промышленности.
     Как уже отмечалось, вошли в строй новые предприятия по производству строительных материалов в Рубцовске и Барнауле, были расширены кирпичные заводы в Бийске и Барнауле. Однако общее производство кирпича было ниже уровня 1940 г., так как большое количество кирпичных заводов в сельской местности прекратило работу. Несколько снизился и выпуск строительной извести. Лесозаготовки в период войны производились исключительно вручную, а вывоз древесины, трелевка и таборовка бревен – главным образом конной тягой. Лишь небольшой процент в летнее время вывозился к железным дорогам и сплавным рекам на автомашинах. В 1945 г. заготовка деловой древесины составляла 899 тыс.куб. метров против 2250 тыс. в 1940 г., а вывозка соответственно 858тыс. и 2207 тыс.куб.м.
     Выход из строя Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов поставил вопрос о более широком использовании древесины в качестве топлива. Поэтому заготовке дров в крае уделялось большое внимание. На дровяное топливо были переведены некоторые электростанции, почти все котельные, коммунальное хозяйство, учреждения и дома местного населения.
     Снижение лесозаготовок сильно отразилось на производстве пиломатериалов. В 1945 г. их было произведено меньше по сравнению с 1940 г. не 361,4 куб.метра. Это объяснялось также и тем, что значительная часть древесины вывозилась из края в круглом виде. Такой лес необходим был Кузбассу и Караганде для крепления шахт.
     Деревообрабатывающая промышленность, представленная мелкими мастерскими и предприятиями, во время войны пополнилась относительно крупными фабриками. В 1942 г. на базе оборудования, прибывшего из Гомеля, вошла в строй спичечная фабрика в Барнауле. В том году на базе Бобруйской спичечной фабрики начала работу спичечная фабрика в Бийске, лесохимический завод и мебельная фабрика.
     Таким образом, отрасли тяжелой промышленности к концу войны заняли господствующее положение в промышленности края. Их удельный вес поднялся с 29,3% в 1940 г. до 68% в 1945 г. Это свидетельствует о быстрой индустриализации края, о его возросшей индустриальной мощи.

     Легкая и пищевая промышленность в годы войны переживала упадок. Это объясняется тем, что отросли легкой, особенно пищевой, промышленности крайне слабо обеспечивались сырьем в связи с резким сокращением сельскохозяйственного производства, ощущался крайний недостаток рабочей силы.
     Кроме того, материально-техническому снабжению указанных предприятий уделялось значительно меньше внимания, чем тяжелой промышленности.
     В связи со значительным сокращением поставок хлопка и льна в ведущей отрасли легкой промышленности – текстильной – производство хлопчатобумажных тканей сократилось с 33,2 млн. до 27,5 млн. метров, а льняных – с 4,8 до 1,3 млн. метров. Уменьшилось производство валяной обуви, чулочно-носочных, овчинно-шубных и других изделий. Лишь в швейной и обувной промышленности объем продукции систематически рос.
     В 1941-1942 гг. на базе эвакуированного оборудования возникли швейные фабрики в Барнауле, Бийске и Горно-Алтайске. Производство швейных изделий увеличилось в несколько раз.
     Барнаульская и Бийская обувные фабрики перешли на выпуск армейских сапог и ботинок. Общее производство обуви выросло более чем в 2,5 раза.
     

Предыдущая страница...     Следующая страница...
Фотоальбом

Туризм

Крупные города

Население

История

Сельское хозяйство

Транспорт

Справочник

Об Авторах
Hosted by uCoz